Советы начинающему писателю. 14. Где и как найти идею для нового литературного произведения

Предположим, вы не Достоевский-Второй и не Пушкин-Третий, чьи творческие портфели были забитые общезначимыми идеями художественных произведений.

Предположим, вы находитесь не в положении Гоголя, которому Пушкин подбросил две идеи для создания бессмертных произведений – «Ревизор» и «Мёртвые души», – и сидите перед чистым листом, а в голове, как у душки Хлестакова, «лёгкость мыслей необыкновенная», то есть, не знаете, о чём писать. Дело плохо, но исправимо.

Попробуйте сгенерировать идею нового произведения. Вот один из способов – для нередкого случая, когда у автора нет отвлечённой идеи, или слабовато развито воображение и абстрактное мышление, или попросту не хватает интеллекта для замаха на общезначимую идею. В таком случае нужно писать о том, что автор лучше всего знает – о себе. Каждый человек уникален по определению, и то, что он представляет себе само собою разумеющимся, может быть интересно другим людям. Не обязательно в прямом смысле писать о своей жизни, то есть, автобиографическую вещь, а лучше – о своих реакциях во вновь выдуманном или «бродячем» сюжете.

Для подготовки к поиску идеи составьте списки, исходя из:

1) Опыта собственной жизни.

1. Кем вы работали
2. Ваши карьерные достижения
3. Ваши страсти
4. Ваши навязчивые идеи и мании
5. Ваши причуды
6. Ваши любимые мозоли
7. Кого вы любили и любите
8. Ваши интересы
9. Ваши любимые авторы и темы
10. Ваши привычки
11. Места, где вы жили или бывали
12. Ваши хобби
13. Ваша повседневная рутина
14. Члены вашей семьи
15. Ваши домашние животные
16. Названия регионов, городов и улиц, где вы жили
17. Ваша любимая одежда
18. Ваши автомобили, лодки
19. Ваши любовники и отношения с ними
20. Ваши мечты – прежние и нынешние
21. Ваши любимые фильмы, их темы
22. Ваши любимые фразы, анекдоты
23. Ваши наиболее часто используемые клише

Теперь взгляните на список и ответьте: есть ли в нём какие-либо новые темы? Все ли ваши страсти и одержимости объединяются вокруг одной главной идеи с ответвлениями? Можете ли вы начать писать о вещах, обозначенных в списке? Например, задайтесь вопросом: как бы протекала моя жизнь в  совершенно новой среде? Или: как бы изменилась моя жизнь, не будь в списке некоторых деталей.

2) Представлений о мире.

1. Места, где вы хотели бы побывать
2. Политические проблемы, которые тревожат вас
3. Социальные проблемы, которые вы хотите решить
4. Политики, которых вы любите и ненавидите
5. Ваши любимые и ненавистные знаменитости
6. Ваши любимые и ненавистные телешоу

3) Ответов на отвлечённые вопросы

1. Что вы купили бы на миллион долларов
2. Что вы взяли бы с собой в путешествие по всему миру
3. Каких людей из вашей жизни вы хотели бы иметь рядом на необитаемом острове
4. Что вас больше всего беспокоило в детстве
5. Первые три вещи вы первыми сделали бы, стань правителем мира

Конечно, здесь обозначены лишь примерные списки вопросов. Может быть, вы по жизни баптист, космонавт, школяр, отставной полковник, боксёр или политик, и сочтёте важными для себя несколько иные темы. В любом случае, теперь думайте, как перекрестно опылить темы из ваших списков. Уже само обдумывание ответов на обозначенные вопросы может сдвинуть авторское воображение и стимулировать творческую мысль. Дописывайте в список новые темы – они тянутся одна за другой. Заглядывайте в списки и используйте их, как основу для записей. Всегда одна мысль рождает другую мысль, одна идея генерирует другую, и как только вы поставите цель и приметесь выращивать из своих мыслей идею произведения, творческие мысли будут приходить быстрее, а – повезёт – и яростнее.

Другой способ сгенерировать идею – игры в слова. Это, конечно, «метод тыка», на совсем уж безнадёжный случай, когда ищут любую идею, которая не вытекает из личных черт и жизненного опыта автора. Идею бессмертного романа-эпопеи таким способом навряд ли сгенерируешь, а вот идею занимательного рассказа и даже остросюжетного романа – вполне. Способ основан на том, что необычные сочетания слов в предложении могут вызвать интересную мысль, а то и сразу потянуть за собой сюжет.

1. Выберите 20 глаголов, 20 существительных и 20 прилагательных.  Запишите каждое слово на отдельном листке бумаги и разложите их, в соответствии с категорией, в отдельные коробки. Далее выньте из каждой коробки по одному слову, сложите их в цепочку и напишите предложение. Если получится неинтересно, повторите. Например, вы извлекли из коробок три слова – «влюбиться», «политик», «коварный» – и записали предложение: «Коварный политик влюбился». Если эта случайная идея пришлась по душе – начинайте развивать её, подбирать сюжет и писать.

2. Вариация пункта 1: выберите 20 профессий, 20 черт личности и 20 мест нахождения. Нарисуйте на бумажках и разложите по коробкам. Вынули, например, «микробиолог», «смелый», «Урал». Написали первое предложение: «Смелый микробиолог с Урала». Всё, идея нашлась: социально-ответственный современный учёный-одиночка восстаёт против «системы». Дальше, почти естественно, возникает сюжетная мысль: «Аспирант-микробиолог из закрытой лаборатории по изучению сибирской язвы под Екатеринбургом обнаружил утечку смертельно опасного штамма через вентиляцию лаборатории, доложил о неизбежном заражении обширных территории, но начальство приказало молчать. Тогда он…»

3. Сделайте несколько ксерокопий случайно выбранных страниц тезауруса. С закрытыми глазами ведите пальцем вниз по колонке слов, остановитесь на случайно попавшемся слове и используйте его как ключевое в первом предложении.

4. Возьмите первые строки стихов и используйте их в качестве отправной точки.

Если же у вас есть смутная идея произведения, но вы не знаете, как её развивать, попробуйте следующее.

1. Ответьте по пунктам на вопросы: кто, что, когда, почему, где и как?

2. Объясните свою идею письменно, как если бы вы толковали её  дремучему невежде или иностранцу, который не понимает порядки и нравы описываемого вами общества. Например, если у вас возникла идея написать о  семейных радостях среднего класса, вам придётся объяснить, что такое институт брака в современной России. Это отличный способ, чтобы глубже проникнуть в сердце идеи.

3. Посмотрите на идею с разных точек зрения: как бы подошли к ней  журналист, поэт, сценарист, романист, новеллист, эссеист?

4. То же самое, но с точки зрения знакомых вам людей.

5. Найдите картинки и фотографии из журналов и интернета, которые соответствуют вашей идее, и сделайте коллаж. Такой коллаж можно повесить на стену и пополнять его, пока идея не сложится окончательно.

6. Идея может оформиться в результате физических повторяющихся движений: ходьбы, шитья или вязания, и даже прополки сорняков в огороде.

Вот парочка известных способов целенаправленно, не случайно, генерировать идею.

1. Мозговой штурм. Возьмите одну тему из ваших списков и заставьте себя погрузиться в неё с тем, чтобы записать все идеи, которые могут вытекать из неё. Для этой цели можно привлечь и других людей.

2. Использование своего подсознания. Прикажите себе: мне нужна идея, мне нужно развить свою идею. Когда идёте гулять, едете в общественном транспорте или ложитесь спать, нужно давать себе установку на развитие идеи. Попробуйте разглядеть в совершенно посторонних предметах и явлениях признаки вашей идеи: это может помочь её сформулировать.

Поиск идей и сюжетов должен быть постоянной заботой автора – это тысячелетняя аксиома. Писателю частенько являются отличные и даже  гениальные мысли, но если он тут же их не запишет, то позже не может вспомнить – так уж устроена природа человека. Из утраченных писателями мыслей, будь они воплощены в произведениях, можно было бы сложить вторую мировую литературу. Записная книжка, компьютер – места для хранения идей и сюжетов, которые рождаются в голове писателя или привносятся из чужой жизни. Лишних идей и сюжетов не бывает. Записные книжки русских классиков – бездонный кладезь творческой мысли. Лев Толстой исписал своею рукой 100000 листов: целый лес нужно было срубить, чтобы изготовить все эти кипы бумаги (сегодня они от пола до потолка занимают несгораемую комнату-сейф), а в произведения попало меньше 1/10 части написанного. Записные книжки Гоголя и Достоевского – это целое литературное наследие. То же самое – у немецких литературных гениев XIX .

Если вас ругают домашние и друзья, что вы частенько говорите от имени своих героев или ссылаетесь на них, то вы на верном пути. Писатель должен всё время держать идеи, сюжеты и своих персонажей в виду. Когда персонажи крепко сидят в голове писателя, они ежедневно обрастают новыми сценами и диалогами. Чтобы это происходило, нужно всегда иметь записную книжку и не лениться записывать. Как писатель, я часто озадачиваю себя вопросами: почему и что делать, если?.. Ответы записываю, если удаётся ответить. Я записываю идеи и необычные сюжеты, которые приходят из газет, телевидения и интернета, из рассказов знакомых людей, а также случайно услышанные рассказы, отдельные слова и увиденные эпизоды. У меня есть пухлые папки в десятки мегабайт с внушительными названиями: «Для будущих произведений», «Мои сюжеты», «Мои высказывания», «Мои оксюмороны», «Мои анекдоты», «Сюжеты из инета», «Идеи романов», «Идеи пьес» и т.п.

Заглянем в папку «Сюжеты из инета». Вот первые попавшиеся записи, сделанные лет пять тому назад и не дождавшиеся пока что воплощения в произведениях (записи специально привожу без редактирования).

1. «Балаганная винтовка» – так профессиональные спортсмены-стрелки  называют обычные винтовки: нет кучности стрельбы. Индивидуальные винтовки оружейники делают, подгоняя под стрелка. Ложе винтовки должно идеально ложиться на руку. Делается специальный прицел и даже курок под конкретный палец. Быстро стрелять: вздох-полвыдоха-выстрел, иначе потом учащается сердцебиение, мешает прицеливанию. Статическое напряжение (у стрелка) труднее переносить, чем динамическое. Потом пальцы не разгибаются.

2. Негр Джонсон работал в ЧК после революции, перебил много интеллигенции в Одессе.

3. Цирковая дрессировщица животных Наталья Дурова работала на манеже цирка с 4 лет. Первую трудовую книжку ей выдали на фронте, в 9 лет. «Вся моя семья работала на сцене до смерти».

4. Общий научный план освоения мирового океана и космоса. Гарантия – милашка Литий-6. Супербомба, которую предлагал Берии ещё акад Сахаров, для которой нужно всего-то большой мешок дейтерида этого лития, килограммов 20 плутония да 2-3 тонны урана-238 – и извольте кушать мегатонн 200.

5. Политкорректная библия заменила слова «ад» еврейским словом «геенна». Геенна – это место к югу от Иерусалима, куда евреи сбрасывали нечистоты и тела преступников.

6. Гитлер ел только варёную рыбу с зеленью. Ева Браун не любила и за это немного презирала Гитлера, «отрывалась» без него.

7. Во время Великой французской революции во Франции выпускали духи «Гильотина».

8. «Русский одеколон» делали на заказ в Россию (был какой-то серьёзный заказчик, а времена Ивана Грозного!) первые европейские парфюмеры – монахи-бенедектинцы в эпоху Возрождения в монастыре г. Флоренция, где у них была своя аптека, откуда они торговали (здесь же выращивали травы). Сегодня «русский одеколон» покупают в основном американцы.

Кто знает, возможно, когда-нибудь эти записи превратятся в эпизоды или отдельные реплики в моих художественных произведениях, или я обработаю их и помещу в свой публицистический блог, или, при случае, отдам их своим ученикам.

В записной книжке мысли размножаем как кроликов

У активно работающего писателя идеи, действительно, размножаются как кролики. Если вы нашли или выбрали идею из своих записей и загнали её в произведение, то она мигом отыщет там дружков-приятелей и начнёт размножаться. Редкий писатель имеет достаточную волю, чтобы устоять перед волшебным соблазном размножения идей. Именно волшебным! Потому что чуть ли ни единственное удовольствие в писательском труде доставляет именно запись возникающих собственных мыслей, работа над самыми первыми черновиками, когда перед автором вдруг открывается вожделенное таинство творчества и он ликует. Это потом включается мастеровитость, и писатель заполняет страницы текстом. Редакторы, преследуя иные цели, не дремлют и не дают рукописи увлекшегося писателя разрастись по циклопических размеров. Синдром перегруженности художественного произведения идеями и идейками типичен для современной литературы: хаос постмодерна даёт о себе знать.

Откуда собственные идеи приходят в первую очередь?

Они приходят из наблюдений и размышлений. Чехов строил своё творчество преимущественно на наблюдениях, Достоевский – на размышлениях. Сказанное, естественно, не означает, что, творя литературу, Чехов совсем не осмысливал записи наблюдений, а Достоевский ничего и никого не замечал вокруг, а только сидел и думал.

Наблюдения. В литературоведение сложился даже термин «чеховская деталь», он принят во всём мире. Уже одно записанное яркое наблюдение может зажечь воображение писателя, а несколько наблюдений, касающихся одной темы, – через процесс кроличьего размножения – способны вызвать к жизни полномасштабную идею художественного произведения.

Вот пример наблюдения из статьи Льва Пирогова «Русская толерантность». О рассказе Шукшина «Петя»:

«Возник он [рассказ] из юмористической почеркушки в записной книжке: «Целый день за стеной: «Петя! Ну что ты, Петя?! Ну, успокойся, Петя!» Потом вышел Петя – маленький, ушастый, и в шляпе».

Комический эффект, смешная картинка. Нечто, представлявшееся большим, значительным, оказалось маленьким, пустяковым. Но не будешь же просто так смеяться над человеком только за то, что мал ростом и лопоух? Значит, нужно придумать для смеха уважительную причину. И автор делает Петю кладовщиком. Во-о-от, теперь сходится! Розовый, пузатенький, самодовольный. Распределяет блага: этому дала, этому не дала… Ясно теперь, пузцо откуда…

Но так рассказ начинает съезжать в сатиру, а вроде ж не сатиру писать хотел. Да и вообще, стоп-стоп, при чём тут Петя. Начиналось-то с него. С женского голоса. Писать захотелось уже тогда. Не о Пете, перебившим, заслонившим замысел своим внезапным комизмом, а о ней, об этой…

Стал придумывать женщину. Тощая, костистая, крикливо-угодливая, очень довольная тем, что её Петя пузат и розов и так хорошо умеет жить. Этакая… совершенно ему подстать. Хм. И в чём же тогда смысл? Конфликта нет. Ну, любит она своего Петю… Ну так а кого ей любить?

Ёлки-палки… А ведь она его правда – любит. Любит – а ведь розов, лопоух и пузцо. Любит, невзирая на то, что кладовщик. Вы бы вот кладовщика полюбили?..

Нет, ну всем понятно про любовь имбецилов, любовь раковых больных или любовь бомжей – про это полным-полно фильмов и душещипательных репортажей. Про любовь Гитлера, или Ленина, или Сталина – как бы понятно, потому что понятен интерес: это вроде как разглядывать порнуху с конём – ух ты, надо же. А вот про кладовщика – непонятно, нет.

Снизойти можем, можем простить (возвысившись в акте прощения над прощаемым), но понять, почувствовать – никогда.

Против любви кладовщика мы будем насмерть стоять. Против горя вкладчика МММ. Против мучительно прекрасного чувства слушательницы Стаса Михайлова. Тут фундаментализм простой: мы – или они. Если они не говно, значит…

Вот именно.

Если не они, значит, мы.»

Вот как далеко, в конечном счёте, отъехала от записанной картинки о Пете  в шляпе идея рассказа Шукшина. Идея из смешного наблюдения вышла совсем не смешная и в другом жанре. Но с какой кроличьей быстротой на картинке нарастали авторские мысли, и маленький ушастый Петя превращался в пузатого «умеющего жить» кладовщика!

Размышления. Размышляя вокруг какой-то темы, писатель нащупывает сначала одну идею, потом другую. Поначалу процесс выращивания идеи произведения часто идёт вымученно, но потом, благодаря кроличьему эффекту, идеи начинают плодиться быстрее и писатель убеждается: идеи уже сидели в теме и только ждали, когда автор найдёт их.

*****

школа, 5 кб

Школа писательского мастерства Лихачева — альтернатива 2-летних Высших литературных курсов и Литературного института имени Горького в Москве, в котором учатся 5 лет очно или 6 лет заочно. В нашей школе основам писательского мастерства целенаправленно и практично обучают всего 6-9 месяцев. Приходите: истратите только немного денег, а приобретёте современные писательские навыки, сэкономите своё время (= жизнь) и получите чувствительные скидки на редактирование и корректуру своих рукописей.  

headbangsoncomputer

Инструкторы Школы писательского мастерства Лихачева помогут вам избежать членовредительства. Школа работает без выходных.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Обращайтесь:   Лихачев Сергей Сергеевич 

book-writing@yandex.ru

8(846)260-95-64 (стационарный), 89023713657 (сотовый) ― для звонков с территории России

011-7-846-2609564 ― для звонков из США

00-7-846-2609564 ― для звонков из Германии и других стран Западной Европы

 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s