Советы начинающему писателю. 16. Идея и тенденция в литературном произведении

Толстый и тонкий

Иллюстрация к рассказу Чехова «Толстый и тонкий»

Оценочный, или ценностный, аспект произведения, его идейно-эмоциональную направленность называют тенденцией. В литературе социалистического реализма, к примеру, тенденция трактовалась как партийность, в литературе «шестидесятников» – как свобода.

Идейное содержание произведения – это область решений и выводов. Идея всегда что-то отрицает или утверждает. В своём коротеньком рассказе «Толстый и тонкий» Чехов прямо в лоб выводит идею утверждения чести и неприятия лакейства. Для воспитания школьников этот рассказ просто идеален. Но когда идея произведения слишком выпячена, резко обозначена, художественная ценность произведения падает – это утверждение справедливо и для хорошей идеи и для плохой. Оттого рассказ Чехова «Толстый и тонкий» имеет ничтожную художественную ценность.

Также малоценны с художественной точки зрения идеологизированные произведения из жанров «социалистический реализм», «антисоветская литература», «нацистская литература», «сионистская литература»,  «фашистская литература», «христианская литература», «мусульманская…» Доминирование в произведении политической тенденциозности означает крах художественности в нём.

Ещё Маркс указывал, что успеха могли достичь только те органы печати, которые в каждом вопросе руководили общественным мнением. Но в таком случае, лучше сразу писать публицистику – вот в ней тенденциозность выглядит органично. Многие политизированные фантастические романы даже очень известных авторов страшно слабы в художественном отношении: автор двигает одну политическую идею (например, антикоммунизм),  а герои лишь обслуживают её, поэтому они плохо прописаны, похожи друг на друга, а все коллизии между ними подчинены проведению тенденции, поэтому не берут читателя за душу. Когда тенденциозность грубо вылезает наружу, читатель начинает сопротивляться насилию со стороны автора.

Российскому писателю ближе всего социалистическая и либеральная идеи в литературе. Ленин требовал: литература должна «стать частью общепролетарского дела», «составной частью организованной, планомерной, объединённой социал-демократической партийной работы». Для большевиков литературное дело было неотделимо от дела социалистической революции. Если кто-то думает, что сегодня для дела российской либеральной контрреволюции что-то изменилось, тот глубоко заблуждается. Сегодня по идеологическому заказу либералов литература служит правящему капиталистическому классу, а кто из творцов не хочет ей служить, того «не пущают» и преследуют, разве что не убивают. Писатели, обслуживающие либеральную идею, охаивают всё советское и русское, Ленина и Сталина, нашу победу в ВОВ, нашу науку и технику, нашу молодёжь, стремятся привить русскому народу чувство неполноценности и вторичности. Эта либеральная диверсия против собственного народа – сытная кормёжка для многих современных писателей. Хочешь быть опубликованным, напиши тенденциозную вещь, даже полный бред и страшный вред, но под либеральной идеей. Как в советские времена всех достали «производственные» романы, так сегодня читателя воротит от нагромождений придуманных страшилок про Сталина и коммунистов.

В отношении тенденциозности, Достоевского многие считают реакционным и неприятным писателем: мол, он скорее христианский идеолог, чем писатель. Читателей-атеистов Достоевский буквально замордовал навязчивой христианской идей – сквозной темой, переходящей из романа в роман. «Преступление и наказание» – тоже идеологический роман, социально-философский по тематике, трагический по характеру поставленных проблем, авантюрно-уголовный по своему сюжету.

Сильно портит любое художественные произведения и довлеющая националистическая идея. Однако, иногда она хотя и проводится автором по всему произведению, но не сильно выпячивается.

Например, в «Похождении бравого солдата Швейка» Гашек приводит шесть эпизодов, в которых второстепенными героями выступают евреи. Во всех эпизодах герои-евреи исключительно мошенники: один дважды продал императорской армии одни и те же вагоны с фуражом; другой сбывал солдатам и офицерам чешской армии смертельно опасный самогон собственного изготовления под видом французского коньяка; третий всучил в полковую кухню еле-еле живую тощую коровёнку по цене упитанной бурёнки, которую взяли, только чтобы отстал, не ползал на коленях и не хватал за ноги офицера, умоляя купить дохлятину… Ни один из выведенных Гашеком (в книге о Первой мировой войне!) евреев не служил в австро-венгерской армии – все только мошенничали, наживаясь на страшной войне.

Другой пример «мягкого» проведения националистической тенденциозности являет нам сегодня творчество Дины Рубиной: в её произведениях что ни герой-еврей, то красавчик, умница, ну просто ангел во плоти и предмет для обожания, а что ни герой-русский – то отвратительная личность, бяка, о такого только ноги вытирать. Но Гашек выводит евреев-мошенников беззлобно, органично, с великим юмором, совершенно как всех других героев своего романа, а Рубина не заботится о чувстве меры в тонком идеологическом вопросе и выводит русских персонажей с еле сдерживаемой авторской неприязнью, презрением, если не сказать с ненавистью. Оттого в окрашенных идеей национализма эпизодах антисемит Гашек читается хорошо, а русофобка Рубина – нет.

*****

школа, 5 кб

Школа писательского мастерства Лихачева — альтернатива 2-летних Высших литературных курсов и Литературного института имени Горького в Москве, в котором учатся 5 лет очно или 6 лет заочно. В нашей школе основам писательского мастерства целенаправленно и практично обучают всего 6-9 месяцев. Приходите: истратите только немного денег, а приобретёте современные писательские навыки, сэкономите своё время (= жизнь) и получите чувствительные скидки на редактирование и корректуру своих рукописей.  

headbangsoncomputer

Инструкторы Школы писательского мастерства Лихачева помогут вам избежать членовредительства. Школа работает без выходных.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Обращайтесь:   Лихачев Сергей Сергеевич 

book-writing@yandex.ru

8(846)260-95-64 (стационарный), 89023713657 (сотовый) ― для звонков с территории России

011-7-846-2609564 ― для звонков из США

00-7-846-2609564 ― для звонков из Германии и других стран Западной Европы

 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s