Советы начинающему писателю. 22. Как выстроить литературную историю

Это программа для писателей-романистов и драматургов, облегчающая планирование, конструирование и написание литературного произведения

Принципы выстраивания литературной истории схожи с таковыми построения жилого дома. Опытные архитекторы обычно предлагают заказчику, желающему построить дом самостоятельно, следовать нескольким важнейшим принципам планирования и строительства: спроектировать дом таким, каким заказчик хотел бы иметь его в течение длительного периода времени; подготовить бюджет стройки по доступной спецификации; творчески использовать стандартные материалы; строить поэтапно; не торопиться.

Процесс планирования и написания книги включает многое из перечисленных выше принципов. Когда автор, особенно начинающий,  выстраивает литературную историю, ему не следует фантазировать с самими инструментами. Он должен просто творчески использовать готовые, изобретённые другими людьми, инструменты, но придумать свой ​​собственный уникальный дизайн. Он пишет то, чтó знает и чувствует. Однако, хотя литературную  историю автор пишет по собственным представлениям, на свой манер, это вовсе не означает, что работа не должна быть целенаправленной и дисциплинированной определёнными правилами. В конце концов, так же, как в не построенном доме никогда не поселятся жильцы, так и у ненаписанной книги никогда не будет читателей. Выстраивание литературной истории нужно вести поэтапно, добавляя слой за слоем и убеждаясь, что очередной слой сплотился с предыдущими – это наиболее продуктивный способ успешного завершения истории.

Этапы в строительстве дома аналогичны тем, которые существуют при написании литературной истории. При строительстве дома дизайнер или владелец сначала придумывает идеи для своего дома мечты, потом готовит вполне конкретные планы, то есть, закладывает основу проекта, и только после этого копает землю под закладку фундамента. Следующий этап строительства – возведение коробки здания. Далее коробку отделывают снаружи и внутри; затем устанавливается сантехника, электрика, вентиляция и другие системы жизнеобеспечения.

Вот (американский) пример неправильного строительства дома.

Прочность дома зависит в первую очередь от фундамента. Если дом расположен в сейсмически опасной зоне или там, где грунтовые воды сезонно «играют» (то опускаются, то поднимаются), или там, где земля зимой промерзает на большую глубину, а весною полностью оттаивает, то значение типа и прочности фундамента возрастает. Итак, покупатель отправляется искать дом своей мечты. Риэлтор показывает ему самый красивый дом в округе. Однако в его стенах и в потолке имеются глубокие трещины, а само строение, если приглядеться, выглядит несколько кривовато, и не только из-за того, что дом стоит на холме. Риэлтор признаётся: строитель был неопытный и преследовал цель построить дёшево и по-быстрому. В основание под фундамент он залил слишком тонкий слой бетонного раствора, а нужно было вкапывать железобетонные опоры ниже линии промерзания почвы и к уже ним привязывать фундамент. Поскольку опоры сделаны не были, когда зимой вода под фундаментом замёрзла (а значит, расширилась в объёме), лёд поднял дом в нескольких местах и перекосил коробку. Негодный фундамент не только вызвал появление трещин, но и привёл  к порыву труб и проблеме с отоплением. Чтобы продать дом, горе-строитель попытался отвлечь внимание покупателя всякими внешними украшениями, но эти ухищрения ни к чему не привели. Можно было бы попробовать исправить положение: например, поднять дом и подвести под него новый, уже прочный, фундамент. Этот дорогостоящий и непредсказуемый вариант, вероятно, устранил бы старые осложнения, но вполне мог принести новые. Проблема некачественного фундамента дома не может быть устранена полностью никогда.

Урок на всю жизнь: начиная строительство с «нулевого цикла», нужно работать по правилам. А они, в частности, предусматривают поэтапную, разделённую во времени, работу.

Сказанное верно и для выстраивания литературной истории. Здесь автор методом мозгового штурма сначала вынашивает идеи новой книги. Когда идеи оформились настолько, чтобы гарантировать их реальное воплощение в физический текст, автор создаёт конкретный план произведения, закладывает основу для художественного проекта, и только после этого примется глубоко копать литературный материал, чтобы заложить фундамент истории. Опираясь на предварительные записи, автор создаёт поглавный, – а лучше более подробный, поэпизодный, – план произведения, который послужит прочной основой при написании любой истории. Отсутствие крепкого плана означает, что автор перепрыгнул через один из этапов работы, и поэтому с неизбежностью его ожидают проблемы в ходе последующего осуществления творческого проекта. Весьма вероятно, что, сочиняя текст без плана, автор будет работать неэффективно: очень многое из написанного выбросит, а остальное ему придётся капитально править. Опытный писатель, начав без плана, может оказаться в состоянии исправить возникшие в литературной истории проблемы, чтобы не начинать с нуля, но это будет стоить ему большой крови: неизбежно придётся многократно править рукопись, то есть, заниматься лишней работой.

Выбираем и характеризуем героев для своей литературной истории, чтобы голубоглазая  в первой главе миниатюрная блондинка не оказался к середине книги черноокой брутальной брюнеткой 

Никакое украшательство не в состоянии исправить литературную историю, если та имеет серьёзные недостатки. Если автор опирается на так называемые «исправления», а не на первоначальную крепкую историю, то результат не убедителен: зачастую, исправления «не попадают» органично в литературную историю, искажают её.

Если литературная история в корне ошибочна, отказы к изданию со стороны литературных агентов и редакторов неизбежны. Даже если автору крупно «повезёт», и его рукопись проскочит через редактора и будет издана, впоследствии рецензенты и критики преподнесут горе-писателю немилосердный показательный урок. Так что лучше всего с самого начала идти по правильному пути.

Если автор отчётливо представляет себе всю литературную историю прежде, чем начать писать, он может сосредоточиться на сценах, которые работают на идею произведения и продвигают сюжет. Знание литературной истории от начала до конца позволяет автору правильно расставить акценты, создавать напряжённые сцены и верно передавать эмоции персонажей. Кроме того, эффективные предзнаменования, разного рода маркеры и тайны закладываются в текст гораздо легче, когда автор знает историю от А до Я. Автор будет понимать своих персонажей настолько хорошо, что у него не возникнет сомнений в том, как они будут реагировать на каждое препятствие, которое он поставит на их пути.

Убедитесь, что у вас есть фундамент – завершённая литературная история, способная выдержать коробку здания художественного произведения, которое вы намереваетесь построить. Пересмотр же литературной истории, как украшение дома, должен быть последним этапом в процессе строительства произведения.

Итак, сравнивая процесс строительства дома с выстраиванием литературной истории, можно выделить в каждом три отдельных этапа.

Этапы строительства дома.

1. Планирование и закладка фундамента

2. Возведение здания

3. Украшение здания

Этапы выстраивания литературной истории.

1. Планирование и закладка фундамента

2. Написание текста

3. Пересмотр (правка) текста

Каждый этап строительства дома включает в себя различные шаги: выбор участка под строительство, учёт сервитутов участка, ограждение участка, подвод энергии и воды, земляные работы, выполнение различных регламентирующих установок… То же и в письменной форме: каждый из трёх этапов в свою очередь состоит из нескольких подэтапов.

Первый этап, «планирование и проектирование», имеет четыре подэтапа:

1. Мозговой штурм 

2. Исследование 

3. Проектирование истории

4. Разработка плана истории и сбор замечаний сторонних критиков

Второй этап, «написание текста», также включает в себя четыре подэтапа:

1. Создание литературной истории, соответствующей контрольным пунктам плана истории

2. Оценка проекта

3. Создание чернового варианта текста 

4. Выявление слабых мест в тексте

Третий этап, «пересмотр», опять включает необходимость сделать четыре шага:

1. Авторский пересмотр (авторская правка текста)

2. Привлечение сторонних критиков 

3. Внесение в окончательный проект замечаний сторонних критиков 

4. Окончательное редактирование и отделка

Последний, четвёртый, подэтап включает в себя подготовку рукописи к представлению в литературное агентство или издательство. Хотя этот подэтап прямо не связан с работой над литературной историей, автор в ходе работы над проектом должен всегда иметь его в виду – как строитель, чтобы не прогореть, обязан загодя готовиться к продаже дома.

Поэтапность выстраивания литературной истории приводит к сплочению всех её компонентов. Многослойность истории сопровождают верная мотивация, крепкий сюжет, саспенс, интрига, эмоции. Больше становится причин для редакторов и издателей, чтобы полюбить автора, и для читателей, чтобы возвращаться к автору снова и снова. При правильном наложении слоёв в литературной истории герои станут настолько реалистичными, что читатель может поверить: они вполне способны со страниц книги ступить в комнату.

Элементы литературной истории находятся в состоянии симбиотической  сплоченности – лучше их не разделять, иначе они могут потерять нечто важное или даже не смогут жить по отдельности. Это прекрасно, когда все элементы рассказа гармонично сочетаются.

Пишем каждую главу, держа перед собой весь план произведения и образы героев, участвующих в текущей сцене

Итак, писать нужно по правилам. Но при этом любая литературная идея в  творческих лабораториях разных писателей приобретает совершенно разные очертания и может вылиться в абсолютно непохожие литературные истории. Любой автор уникален – и никто, как он, не может рассказать задуманную историю.

Каменщик, сантехник, электрик, дизайнер… – каждый из них специалист в своей отрасли, и только их совместными усилиями можно построить и отделать жилой дом. Таким же образом, три основных элемента литературной истории – характер, сюжет и установка – должны быть при работе писателя сплочены таким образом, чтобы их невозможно было разъединить. Если в литературной истории персонажи, конфликты, цели и мотивы не пересекаются, значит, автор в одной рукописи пишет несколько отдельных книг. Такое расслоившееся произведение не имеет шансов на успех.

*****

школа, 5 кб

Школа писательского мастерства Лихачева — альтернатива 2-летних Высших литературных курсов и Литературного института имени Горького в Москве, в котором учатся 5 лет очно или 6 лет заочно. В нашей школе основам писательского мастерства целенаправленно и практично обучают всего 6-9 месяцев. Приходите: истратите только немного денег, а приобретёте современные писательские навыки, сэкономите своё время (= жизнь) и получите чувствительные скидки на редактирование и корректуру своих рукописей.  

headbangsoncomputer

Инструкторы Школы писательского мастерства Лихачева помогут вам избежать членовредительства. Школа работает без выходных.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Обращайтесь:   Лихачев Сергей Сергеевич 

 

book-writing@yandex.ru

8(846)260-95-64 (стационарный), 89023713657 (сотовый) ― для звонков с территории России

011-7-846-2609564 ― для звонков из США

00-7-846-2609564 ― для звонков из Германии и других стран Западной Европы

 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s