Словарь писателя. Характер героя. Введение

Чарли Чаплин в фильме Огни большого города

Бродяга и слепая цветочница в лучшем чаплинском фильме «Огни большого города». Бродяга — пример характера «Смешной»

После прочтения/просмотра художественного произведения (книги/фильма) одни герои мгновенно забываются, другие запоминаются навечно. Создание запоминающегося образа героя – непременное условие запоминания читателем/зрителем литературной истории. Не будь Чарли Чаплина в роли бродяги – запомнилась бы разве навек смешная и трогательная история со слепой цветочницей в фильме «Огни большого города»? Не будь князя Мышкина, состоялась бы у Достоевского литературная история русского человеколюбца в романе «Идиот»?

У каждого из запомнившихся литературных героев есть одна или две определяющие черты характера: чаплинский бродяга – смешной и трогательный, князь Мышкин – человеколюбивый, сострадательный. Определяющие черты делают героев типичными. В классицизме характеры строятся на выделении одной главенствующей черты, что должно превратить их в универсальные общечеловеческие типы. Но чтобы создать законченный типичный образ, автор не может ограничиться приданием своему герою только определяющих черт. Последние неразрывно связаны с другими, сопутствующими типичному характеру чертами, от описания которых зависит цельность образа. У хороших писателей основные и сопутствующие черты выстраиваются в целые номинационные ряды.

Вот известные примеры создания образа героя Достоевским.

В романе «Бесы» есть целая цепь определений Ставрогина, самого загадочного героя Достоевского: «принц Гарри», «Иван-царевич», «Князь», «Сокол», «учитель», «благодетель», «звезда-с», «Премудрый змий»… Этот номинационный ряд выражает различия в восприятии Ставрогина другими героями «Бесов», разные точки зрения на него, и в то же время Ставрогин действительно существует в романе как бы во всех этих проявлениях.

Как же создаётся цельный образ в этих далеко не однозначных, но связанных между собой, проявлениях? Приведённый номинационный ряд, повторяющийся и варьирующий, подсознательно создаёт у читателя определённое впечатление, восприятие образа Ставрогина. Однако этот образ  тут же подвергается сомнению, оспаривается другим номинационным рядом определений: «изверг», «человеконенавистник», «кровопийца», «злой паук в человеческий рост».

Одновременное существование этих двух рядов, создающих образ, – помимо восприятия Ставрогина в действии – создаёт атмосферу сомнения, непонятности, двойственности образа, его внутренней противоречивости.

Как входит образ Ставрогина в ткань романа? Лиза видит, как Ставрогин выходит из комнаты – «и … в лице её было какое-то судорожное движение, как будто она дотронулась до какого-то гада». Пусть только «как будто», но образ постепенно наполняется определённым содержанием. Лебядкин при встрече со Ставрогиным «… замер на месте, не отрывая от него глаз, как кролик от удава». В другом месте Лебядкин говорит Ставрогину: «Но теперь всё, всё проехало, и я обновляюсь, как змей…» Здесь Ставрогин не называется змеем, но образ змея явно соотнесён с ним, не случайно – «и я». Далее Мария Лебядкина говорит Ставрогину: «… как увидела я твоё лицо… точно червь ко мне в сердце заполз…»

Герой одновременно вмещает в себя весь спектр от библейского Премудрого змия до жалкого земляного червя. Это потенциальный масштаб образа. Эти-то сосуществующие фантастические бездны определяют внутреннюю трагичность образа. Не случайны и обобщающие эпитеты Ставрогина: «фантастическая голова» и «трагический человек».

Итак, в номинационном ряду образа Ставрогина имеются по крайней мере два стилевых пласта: высокий, «вечный» – «Премудрый змий» и приземлённый, бытовой – «змей», «удав».

Теперь обратимся к образу Сони Мармеладовой из «Преступления и наказания». Соня Мармеладова для Достоевского – это то же самое, что для Пушкина Татьяна Ларина. Любовь Достоевского к своей героине видна в романе повсюду. Автор восхищается ею, боготворит и где-то даже ограждает от возможных (по логике развития сюжета) несчастий. Соня – это символ, божественный идеал, жертва во имя спасения человечества. Она как путеводная нить, как нравственный образец, несмотря на её неблаговидное ремесло. Вообще, София, Софья – это одно из любимейших имен Достоевского. Имя означает: «мудрость», «разумность», «наука». Софья – это ещё и библейское имя матери трёх мучениц – Веры, Надежды и Любви. И именно Соня Мармеладова аккумулирует в себе веру, надежду и любовь. И ещё представляется, что, по замыслу автора, образ Сони Мармеладовой – это патриархальный образ всех женщин, матерей, сестёр, монахинь, воительниц. Соня Мармеладова – антагонист бунтаря Раскольникова. Смирение Сони – это смирение в чистом виде. Сонино смирение не ищет причин и следствий, не задаётся глобальными вопросами, оно просто есть; её смирение существует как аксиома, как непреложная истина, как всеобщий мировой закон. Предлагая Раскольникову поцеловать землю, Соня не только приобщает его к этому смирению, но и показывает: это путь к очищению.

Определяющая черта характера Сони – смирение, восходящее к вере в Бога. Тем не менее, героиня существует в романе тоже в двух номинационных рядах: она и «падшая», «блудница», «великая грешница», но и «юродивая», «святая», «вечная Сонечка». Образ рождается не только в совмещении двух явных рядов – вечного и текущего, – но и внутри каждого их этих элементов, создающих образ, совмещены оба стилевых пласта.

Указаннаями рядами, однако, номинация образа Сони не ограничивается. Соня и Лизавета, к примеру, объединяются словом-образом «точь-в-точь как маленькие дети».

Столь же бытийно организуется и образ «идеального» героя Достоевского – князя Мышкина в романе «Идиот». Он – «идиот», «дурак», «дурачок», «юродивый», «больной человек», «человек странный», «чудак», «безответственный», «пентюх», «овца», «агнец», «младенец», «дитя», но в другом номинационном ряду – «утопист», «идеолог», «славянофил», «рыцарь бедный», «Дон-Кихот», «Христос». Слово «Христос», впрочем, Достоевский  в номинировании Мышкина не употребляет, но этот Христос в обыденном сюжетном плане оказывается идиотом.

В повести Достоевского «Кроткая» номинационный ряд героини внутренне противоречив: он включает контрастные по семантике наименования, совмещает разные оценочные характеристики героини и отражает различные точки зрения на неё. В рамках номинационного ряда противопоставляются, во-первых, слова с семами «детскость», «невинность», «кротость» и слова «преступница», «зверь», в которых реализуются семы «жестокость», «насилие», «преступление»; во-вторых, в оппозицию вступают оценочная метафора «небо», указывающая на абсолютную высоту нравственных начал и причастность к вечности, и субстантиваты «мёртвая» и «слепая», обозначающие бренность и неполноту видения мира.

Итак, для создания цельного типичного образа героя автор должен найти  номинационные ряды основных и сопутствующих черт характера героя. Этому – в техническом смысле – может помочь создание семантического ядра, то есть перечня ключевых слов и фраз, касающихся описываемого характера героя. Я и задался целью  создать полезный словарь писателя. С нём будут собраны и изучены особенности  типичных характеров литературных героев, штампы и т.д. Цель словаря – чисто прикладная: помочь начинающему писателю создать оригинальный интересный характер.

Это долгая работа, так что, у кого есть трудности с созданием запоминающихся персонажей, следите.

———————————————————————————————————-

Узнать больше вы всегда можете в нашей Школе писательского мастерства: http://book-writing.narod.ru

Услуги редактирования рукописей:  http://book-editing.narod.ru

Наёмный писатель:  http://writerlikhachev.blogspot.com/

Пишите мне лично:  likhachev007@gmail.com

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s