Планирование романа. 3. Писатель-шаблонщик и писатель-оригинал в отношении к планированию произведения

Шаблон для романаШаблон для романа

Программами планирования и написания литературный произведений (прозы и сценариев) пользуются преимущественно писатели-шаблонщики. У современных писателей, работающих в системе зарекомендовавших себя шаблонов, творческие процессы в значительной мере подменяются информационными. Такие писатели нередко испытывают недостаток общей культуры, они малообразованны и со скромными талантами, и в старые добрые времена никак не могли бы претендовать на звание писателя. Но сегодня, благодаря интернету и шире ― новым технологиям, и освящённые разрушительным для мировой культуры постмодерном, они вытаскивают из Википедий, Пинтерестов и из социальных сетей массивы информации, заводят в программу и сляпывают из них литературную историю. Механически наполнить шаблон таким нехитрым способом удаётся очень просто: достаточно натренироваться переставлять местами массивы готовых героев и известных коллизий, массивы описаний мест действия и предметов, оперировать готовым (почерпнутым в книгах и в программах) инструментарием ― и плоди шаблонные произведения в любых  количествах.

Характерно, что иные американские наставники начинающих писателей прямо-таки советуют планировать роман, начав не с поиска идеи, темы, литературной истории, а с надёргивания массивов информации. У кругу таких современных писателей, имя которым Легион, ни о какой главенствующей роли идеи произведения речь, конечно, идти не может. Достоевский в гробу бы перевернулся, узнав про такой подход к писательскому труду. Постмодерн на наших глазах оттесняет великую мировую литературу и создаёт шаблонную литературу ― пусть не всегда скучную по форме, но второсортную по содержанию.

Вот типичный для американской постмодернистской писательницы подход к началу планирования работы над очередным шаблонным романом:

«Когда я приступаю работать над замыслом романа и пытаюсь выбрать направление [литературной] истории, разобраться с [системой] персонажей и т.д., я погружаюсь в Wikipedia [непрофессиональная электронная энциклопедия, грешащая миллионами неточностей и ляпов], Spotify [шведский музыкальных комплекс «Музыка для каждого»] и Pinterest [фотообменный сайт, позволяющий пользователям создавать на пробковых досках и управлять тематическими коллекциями фотографий и рисунков]. К Wiki я обращаюсь буквально на каждом шагу, пока разрабатываю произведение и пишу его: сначала выхожу на основную страницу [нужной темы], а потом через имеющиеся там многочисленные ссылки открываю для себя всю картину. Wiki помогает течь [творческим] сокам в моих мозгах. Многие взятые из Wiki материалы в конечном счёте не попадают в произведение, но пользуясь ими я очень быстро прогрессирую в разработке сюжета, образов и прочего. Я уже тысячу раз признавалась в своей любви к Spotify, и признаюсь ещё раз. Я не могу писать без музыки: она задаёт тон всему моему роману. Когда в поисках новой музыки на Spotify я переключаю плейлисты, моя Муза разогревается и я более плодотворно думаю над новыми идеями в [литературной] истории. Изобразительный ряд при планировании [романа] не критичен для меня. Но иногда особенно яркий образ, взятый с Pinterest, вдохновляет меня на нечто огромное. Например, персонаж по имени W в моей фантастическом романе «NN» я почти полностью разработала с одной картины, взятой из Pinterest».

Как видим, в планировании произведения современный американский писатель романов идёт, отталкиваясь не от выношенной и выстраданной в душе темы или идеи, как это было наиболее ярко выражено у Гоголя и Достоевского, а от случайных впечатлений, которых автор целенаправленно, в рабочем порядке, не исключая «метода тыка», ищет в массивах доступной всему миру информации, и искусственно (с помощью музыки) создаёт для себя творческую атмосферу для работы с надёрганными общеизвестными массивами информации.  Очевидно, что у русских классиков и у современных американских массовых писателей совершенно разные подходы к планированию и целеполаганию, и, естественно, абсолютно разные результаты творческой деятельности.

Сказанное выше не означает, что планировать и писать по шаблонам ― это непременно плохо, а писатели-шаблонщики ― второсортные писаки. Быть писателем-шаблонщиком или писателем-оригиналом ― это всего лишь дело выбора творца. Шаблонщики, те же Агата Кристи, Конан Дойл, Ян Флеминг, Дарья Донцова, безымянные авторы телесериалов, написали замечательные произведения лёгкого жанра. Писатели-шаблонщики и планируют произведения, и пишут их более механически, заполняя готовый шаблон взятым извне, «чужим» материалом: таким способом работать легче, поэтому-то их стезя столь привлекательна для миллионов начинающих авторов. Писатели же оригиналы планируют и пишут «из себя», более творчески, пропуская материал через своё сердце, потому пишут более трудно, и среди начинающих находится мало желающих податься в писатели-оригиналы.

Постмодерн неблагоприятен для писателей-оригиналов. А ведь именно писатели-оригиналы создают новые шаблоны! Но если писатель-оригинал создал новый шаблон и продолжает работать только в нём, то он превращается в писателя-шаблонщика. В «Евгении Онегине» Пушкин создал не только роман, но и формулу русского романа, то есть русский шаблон романа. Пушкинская формула романа легла в основу всей последующей традиции русского реализма. Скрытые в ней возможности исследовали лучшие русские писатели XIX века ― и Тургенев, и Гончаров, и Толстой, и Достоевский. Так что, в принципе, не следует бояться работать в шаблоне. Только не каждый шаблон создаёт Пушкин

Вадим Кожинов в своей знаменитой работе  «Становление жанровой формы романа» писал: «Сервантес начинает писать «Дон Кихота», не зная, чем закончится и даже какие этапы и дороги пройдёт его повествование. Он исходит из определённой коллизии, начальной ситуации, а далее события развиваются уже как бы сами по себе. Это, между прочим, ещё в 1920-х годах показал В.Б.Шкловский, правда истолковав всё с чисто формальной точки зрения. Он говорил о том, что Сервантес постепенно увлекался плетением всё новых приключений, нанизыванием подробностей, введением изречений и мудрых речей — этой самоцельной «художественной игрой», которая доставляет наслаждение именно как сложная конструкция, «комбинация мотивов» и приёмов повествования. В результате «роман был раздвинут, как обеденный стол». А сам «тип дон Кихота, так прославленный Гейне и размусоленный Тургеневым, не есть первоначальное задание автора. Этот тип явился как результат действия построения романа…» (то есть в ходе самоценного «плетения» авантюр и мудрых речей возник — как побочный и, так сказать, внехудожественный продукт — образ героя, который лишь мотивирует сюжетную игру)».

Сервантес, гениальный импровизаторМигель де Сервантес, оригинальный писатель по наитию 

Итак, испанский профессиональный военный, ветеран-калека Сервантес ― писатель-импровизатор. Он создал «Дон Кихота» ― самый читаемый с мире роман за всё время существования литературы, и стал классиком эпохи Возрождения, выше Петрарки и Боккаччо. Но как не каждый шаблон создаёт великий Пушкин, то не каждый большой роман без плана создаёт Сервантес. Не могу не напомнить: перед художественными гениями обоих преклонялся сам Достоевский.

Не обязательно быть профессионалом, чтобы создать литературный шедевр, который станет эталоном. Не обязательно быть планировщиком ― это, повторю, дело выбора каждого.

Птичка в конце текста

Вспомните об этом в нужный момент, маленькая   Вспомните об этом в нужный момент!

Если вы нашли моё сообщение полезным для себя, пожалуйста, расскажите о нём другим людям или просто дайте на него ссылку.

Доска объявлений

Узнать больше вы всегда можете в нашей Школе писательского мастерстваhttp://book-writing.narod.ru

и   http://schoolofcreativewriting.wordpress.com/

Услуги редактирования (развивающего и стилевого) и корректуры рукописей:  http://book-editing.narod.ru

и   http://litredactor.wordpress.com/

Услуги наёмного писателя:  http://writerlikhachev.blogspot.com/

и   http://writerhired.wordpress.com/

Лихачев Сергей Сергеевич OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Обращайтесь ко мне лично:  likhachev007@gmail.com

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s