Номинационный ряд литературного персонажа. 2. Номинация персонажа в произведениях Достоевского

Ставрогин и хромомножка

Ставрогин и хромоножка. Роман «Бесы»

Как создаёт образ персонажа Достоевский? В романе «Бесы» есть целая цепь определений (номинаций) загадочного персонажа Ставрогина ― «принц Гарри», «Иван Царевич», «князь», «сокол», «рыцарь», «учитель», «благодетель», «звезда-с», «Премудрый змий»… Этот ряд эпитетов выражает различия в восприятии Ставрогина другими героями, разные точки зрения на него, и в то же время Ставрогин действительно существует в романе как бы во всех этих проявлениях.

Названный номинационный ряд, повторяющийся и варьирующий, невольно (подсознательно) создаёт у читателей определённое впечатление, восприятие образа Ставрогина. Однако он как бы и подвергается сомнению, оспаривается другими номинациями ― «изверг», «человеконенавистник», «кровопийца», «Злой паук в человеческий рост». Одновременное сосуществование этих двух пластов, создающих образ ― помимо восприятия Ставрогина в действии ― создаёт атмосферу сомнения, неустойчивости, двойственности образа, его внутренней противоречивости.

Как входит образ Ставрогина в ткань романа? Лиза видит, как Ставрогин выводит из комнаты Лебядкину ― «и <…> в лице её было какое-то судорожное движение, как будто она дотронулась до какого-то гада». Опять же ― только «как будто» ― но образ наполняется постепенно определённым содержанием.

Исповедь Ставрогина

Лебядкин при встрече со Ставрогиным «замер на месте, не отрывая от него глаз, как кролик от удава». В другом месте Лебядкин говорит Ставрогину: «Но теперь всё, всё проехало, и я обновляюсь, как змей…» Здесь Ставрогин не называется змеем прямо, но образ явно соотнесён с ним, не случайно ― «и я».

Мария Лебядкина говорит Ставрогину: «<…> как увидела я твоё лицо <…> точно червь ко мне в сердце заполз…»

Герой одновременно вмещает в себя весь спектр от библейского Премудрого змия до жалкого червя. Это потенциальный масштаб образа. Эти-то сосуществующие фантастические бездны определяют его внутреннюю трагичность.

Спектакль по мотивам БесовСпектакль по мотивам «Бесов»

Не случайны и обобщающие эпитеты Ставрогина ― «фантастическая голова» и «трагический человек». В однородном ряду эпитетов есть по крайней мере два стилевых пласта: высокий, «вечный» ― «Премудрый змий» и обычный ― «змей», «удав».

В образ Ставрогина Достоевский заложил много номинационных параллелей со святым писанием.

Птичка в конце текста

Вспомните об этом в нужный момент, маленькая   Вспомните об этом в нужный момент!

Если вы нашли моё сообщение полезным для себя, пожалуйста, расскажите о нём другим людям или просто дайте на него ссылку.

Доска объявлений

Узнать больше вы всегда можете в нашей Школе писательского мастерства:    http://schoolofcreativewriting.wordpress.com/

Услуги редактирования (развивающего и стилевого) и корректуры рукописей:    http://litredactor.wordpress.com/

Услуги наёмного писателя:  http://writerhired.wordpress.com/

Лихачев Сергей Сергеевич OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Ни от кого не прячемся. Обращайтесь ко мне лично:  likhachev007@gmail.com

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s