«Русский классик» Хармс, или как либералы-постмодернисты создают дутые литературные авторитеты

Хармс 11

Детские стихи Хармса. Детский журнал «Стриж». 1937 г.

Хармс 12

Естественно, что такого рода «детская литература» не могла прокормить Хармса, и они с женой временами жестоко голодали. «Пришло время ещё более ужасное для меня, ― записывает Хармс 1 июня 1937 года. ― В Детиздате придрались к каким-то моим стихам (именно к «Из дома вышел человек…» ― С. Л.) и начали меня травить. Меня прекратили печатать. Мне не выплачивают деньги, мотивируя какими-то случайными задержками. Я чувствую, что там происходит что-то тайное, злое. Нам нечего есть. Мы страшно голодаем. Я знаю, что мне пришёл конец…»

Однако и напечатали, и гонорар заплатили. На безрыбье и рак рыба: пишущих людей в малограмотной стране остро не хватало.

Хармс

Такой вот «русский классик», Хармс (Даниил Иванович Ювачев)

«Взрослая» же литература, выходящая из-под пера Хармса, была, что говорится на большого любителя. Бессмыслица содержания просто зашкаливала. И это во времена Сталина, когда нужно было готовить страну к войне с гитлеровской Германией.

Вот образчики «взрослой литературы» Хармса. (Рассказы взяты отсюда: http://www.lib.ru/HARMS/harms.txt). Бредятина, почище чем в «Мастере и Маргарите» наркомана Булгакова. Это не абсурд (абсурд, как жанр, писать очень трудно), а именно бездарный бред, «чушь собачья».

  1. ГОЛУБАЯ ТЕТРАДЬ N% 10

Жил один рыжий человек, у которого не было глаз и ушей. У него не было и волос, так что рыжим его называли условно.

Говорить он не мог, так как у него не было рта. Носа тоже у него не было.

У него не было даже рук и ног. И живота у него не было, и спины у него не было, и хребта у него не было, и никаких внутренностей у него не было.  Ничего не было! Так что не понятно, о ком идёт речь.

Уж лучше мы о нём не будем больше говорить.

1937 г.

  1. СЛУЧАИ

Однажды Орлов объелся толчёным горохом и умер. А Крылов, узнав об этом, тоже умер. А Спиридонов умер сам собой. А жена Спиридонова упала с буфета и тоже умерла. А дети Спиридонова утонули в пруду. А бабушка Спиридонова спилась и пошла по дорогам. А Михайлов перестал причёсываться и заболел паршой. А Круглов нарисовал даму с кнутом и сошёл с ума. А Перехрестов получил телеграфом четыреста рублей и так заважничал, что его вытолкали со службы.

Хорошие люди не умеют поставить себя на твёрдую ногу.

22 августа 1936 г.

  1. ВЫВАЛИВАЮЩИЕСЯ СТАРУХИ

Одна старуха от чрезмерного любопытства вывалилась из окна, упала и разбилась.

Из окна высунулась другая старуха и стала смотреть вниз на разбившуюся, но от чрезмерного любопытства тоже вывалилась из окна, упала и разбилась.

Потом из окна вывалилась третья старуха, потом четвёртая, потом пятая.

Когда вывалилась шестая старуха, мне надоело смотреть на них, и я пошёл на Мальцевский рынок, где, говорят, одному слепому подарили вязаную шаль.

  1. СОНЕТ

Удивительный случай случился со мной: я вдруг забыл, что идёт раньше ― 7 или 8.

Я отправился к соседям и спросил их, что они думают по этому поводу.

Каково же было их и моё удивление, когда они вдруг обнаружили, что тоже не могут вспомнить порядок счёта.  1,2,3,4,5 и 6 помнят, а дальше забыли.

Мы все пошли в комерческий магазин «Гастроном», что на углу Знаменской и Бассейной улицы, и спросили кассиршу о нашем недоумении. Кассирша грустно улыбнулась, вынула изо рта маленький молоточек и, слегка подвигав носом, сказала:

― По-моему, семь идёт после восьми в том случае, когда восемь идёт после семи.

Мы поблагодарили кассиршу и с радостью выбежали из магазина.  Но тут, вдумываясь в слова кассирши, мы опять приуныли, так как её слова показались нам лишёнными всякого смысла.

Что нам было делать? Мы пошли в Летний сад и стали там считать деревья.  Но дойдя в счёте до 6-ти, мы остановились и начали спорить: по мнению одних дальше следовало 7, по мнению других ― 8.

Мы спорили бы очень долго, но, по счастию тут со скамейки свалился какой-то ребёнок и сломал себе обе челюсти. Это отвлекло нас от нашего спора.

А потом мы разошлись по домам.

12 ноября 1935 г.

  1. ПЕТРОВ И КАМАРОВ

ПЕТРОВ:

Эй, Камаров!

Давай ловить комаров!

КАМАРОВ:

Нет, я к этому ещё не готов.

Давай лучше ловить котов!

  1. ОПТИЧЕСКИЙ ОБМАН

Семён Семёнович, надев очки, смотрит на сосну и видит: на сосне сидит мужик и показывает ему кулак.

Семён Семёнович, сняв очки, смотрит на сосну и видит, что на сосне никто не сидит.

Семён Семёнович, надев очки, смотрит на сосну и опять видит, что на сосне сидит мужик и показывает ему кулак.

Семён Семёнович, сняв очки, опять видит, что на сосне никто не сидит.

Семён Семёнович, опять надев очки, смотрит на сосну и опять видит, что на сосне сидит мужик и показывает ему кулак.

Семён Семёнович не желает верить в это явление и считает это явление оптическим обманом.

  1. ПУШКИН И ГОГОЛЬ

Г о г о л ь  (падает из-за кулис на сцену и смирно лежит).

П у ш к и н (выходит, спотыкается об Гоголя и падает): Вот чёрт! Никак об Гоголя!

Г о г о л ь  (поднимаясь):  Мерзопакость какая! Отдохнуть не дадут! (Идёт, спотыкается об Пушкина и падает). Никак об Пушкина спотыкнулся!

П у ш к и н  (поднимаясь): Ни минуты покоя! (Идёт, спотыкается об Гоголя и падает). Вот чёрт! Никак опять об Гоголя!

Г о г о л ь  (поднимаясь): Вечно во всём помеха! (Идёт, спотыкается об Пушкина и падает). Вот мерзопакость! Опять об Пушкина!

П у ш к и н  (поднимаясь):  Хулиганство! Сплошное хулиганство! (Идёт, спотыкается об Гоголя и падает). Вот чёрт! Опять об Гоголя!

Г о г о л ь  (поднимаясь): Это издевательство сплошное! (Идёт, спотыкается об Пушкина и падает). Опять об Пушкина!

П у ш к и н  (поднимаясь): Вот чёрт! Истинно что чёрт! (Идёт, спотыкается об Гоголя и падает). Об Гоголя!

Г о г о л ь  (поднимаясь): Мерзопакость! (Идёт, спотыкается об Пушкина и падает).  Об Пушкина!

П у ш к и н  (поднимаясь):   Вот   чёрт! (Идёт, спотыкается об Гоголя и падает за кулисы). Об Гоголя!

Г о г о л ь  (поднимаясь): Мерзопакость!

(Уходит за кулисы).

За сценой слышен голос Гоголя:

«Об Пушкина!»

Занавес.

1934 г.

Пропущу шесть десятков творений Хармса. А вот, полюбуйтесь, кого писатель называет «Весёлыми ребятами»…

  1. ВЕСЁЛЫЕ РЕБЯТА

Николай 1 написал стихотворение на именины императрицы. Начинается так: «Я помню чудное мгновение…» И тому подобное дальше. Тут к нему пришёл Пушкин и прочитал. А вечером в салоне у Зинаиды Волконской имел большой через них успех, выдавая, как всегда, за свои. Что значит профессиональная память у человека была. И вот утром, когда Александра Фёдоровна кофий пьёт, царь-супруг ей свою бумажку подсовывает под блюдечко. Она прочитала и говорит: «Ах, Коко, как мило, где ты достал, это же свежий Пушкин!»

—————

Достоевский пришёл в гости к Гоголю. Позвонил. Ему открыли. «Что вы, ―   говорят, ― Фёдор Михайлович, Николай Васильевич, уже лет пятьдесят как умер».  «Ну, что ж, ― подумал Достоевский, ― царство ему небесное. Я ведь тоже когда-нибудь умру».

—————

Лев Толстой очень любил детей. За обедом он им всё сказки рассказывал, истории с моралью для поучения.

—————

Однажды Пушкин стрелялся с Гоголем. Пушкин говорит: «Стреляй первый ты. ― Как я? Нет, ты! ― Ах, я?  Нет ты!»  Так и не стали стреляться.

—————

Лермонтов любил собак. Ещё он любил Наталью Николаевну Пушкину. Только больше всего он любил самого Пушкина. Читал его стихи и всегда плакал. Поплачет, а потом вытащит саблю и давай рубить подушки. Тут и любимая собака не попадайся под руку ― штук сорок как-то зарубил. А Пушкин ни от каких стихов не плакал. Ни за что.

—————

Лев Толстой очень любил детей. Утром проснется, поймает кого-нибудь и гладит по головке, пока не позовут завтракать.

—————

Однажды Гоголь переоделся Пушкиным, пришёл к Пушкину и позвонил.  Пушкин открыл ему и кричит: «Смотри-ка, Арина Радионовна, я пришёл!»

—————

Лев Толстой очень любил детей.  Приведёт полную комнату, шагу ступить негде, а он всё кричит: «Ещё! Ещё!»

—————

У Вяземского была квартира окнами на Тверской бульвар. Пушкин очень любил ходить к нему в гости. Придёт, бывало, и сразу прыг на подоконник, и свесится из окна, и смотрит. Чай ему тоже туда на окно подавали. Иной раз там и заночует. Ему даже матрац купили специальный, только он его не признавал. «К чему, ― говорит, ― такие роскоши!» ― и спихивает матрац с подоконника.  А потом всю ночь вертится спать не даёт.

—————

Ф.М.Достоевский, царство ему небесное, тоже очень любил собак, но был болезненно самолюбив и это скрывал (насчёт собак), чтобы никто не мог сказать, что он подражает Лермонтову. Про него и так уже много говорили.

—————

Однажды Пушкин написал письмо Рабиндранату Тагору. «Дорогой далёкий друг, ― писал он, ― я Вас не знаю, и Вы меня не знаете. Очень хотелось бы познакомиться. Всего хорошего. Саша».  Когда письмо принесли, Тагор предался самосозерцанию. Так погрузился, хоть режь его. Жена толкала-толкала, письмо подсовывала ― не видит. Так и не познакомились.

Далее цитировать эту бредятину нет никакой мочи. Таких «перлов» Хармса на сайте lib.ru выставлено больше сотни. Вряд ли с помощью подобных опусов писателю-ОБЭРИУту (Объединение Реального Искусства) удалась прислониться к великим фигурам русской литературы.

Мораль: причисление российскими либералами Хармса к классикам русской литературы не имеет художественных оснований ― только политические, антисталинские. Исчезнут либералы в России ― не станет и «Хармса-классика».

 

*****

Школа писательского мастерства Лихачева — альтернатива 2-летних Высших литературных курсов и Литературного института имени Горького в Москве, в котором учатся 5 лет очно или 6 лет заочно. В нашей школе основам писательского мастерства целенаправленно и практично обучают всего 6-9 месяцев. Приходите: истратите только немного денег, а приобретёте современные писательские навыки, сэкономите своё время (= жизнь) и получите чувствительные скидки на редактирование и корректуру своих рукописей.  

headbangsoncomputer

Инструкторы Школы писательского мастерства Лихачева помогут вам избежать членовредительства. Школа работает круглосуточно, без выходных.

Обращайтесь:   Лихачев Сергей Сергеевич 

likhachev007@gmail.com

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s