Критический отзыв на роман «Обитель» Прилепина. 4. Художественный тип

Лолита

«Лолита» Набокова

Тип художественности должен сочетаться с жанром произведения, его идеей и темой. Выбранному Прилепиным жанру ― приключенческому (авантюрному) ― соответствует формоориентированный тип художественности, в котором важен внешний мир, сюжет, интрига, персонажи, чувства. Этот тип (похождения героя в Соловецком лагере) автор и выбрал. А вот главной теме (серьёзной, во многом болезненной для части российского общества «лагерной теме» на Соловках) и главной идее романа (затея перевоспитания уголовников и классовых врагов социалистической революции принудительным трудом провалилась) ― соответствует сущностный тип художественности, а он в романе не просматривается. При таких обстоятельствах, роман по определению не может считаться высоко художественным, а уж классическим он никогда не станет, разве что ― классическим примером непонимания автором романного жанра и правил выстраивания романа.

Лол Гумберт в экранизации Кубрика

Гумберт Гумберт в экранизации Кубрика

Примеры произведений формоориентированного типа дают, например, романы Набокова (Сирина) и Александра Дюма-отца. То, что Набоков не мыслитель, не философ, не идеолог, неглубокий писатель второго ряда, сосредоточенный исключительно на себе, любимом, видно по любому его произведению. Уже первые публикации Сирина-Набокова привлекли внимание читателя и профессиональной критики именно своей «сделанностью», выявлением кропотливой ― на грани болезненности ― работы автора с литературным материалом, что лучше всего отражено в уже ставшем хрестоматийным определении В. Ходасевича: «При тщательном рассмотрении Сирин оказывается по преимуществу художником формы, писательского приёма. Сирин не только не маскирует, не прячет своих приёмов <…>. Сирин сам их выставляет наружу, как фокусник, который, поразив зрителя, тут же показывает лабораторию своих чудес. Тут, мне кажется, ключ ко всему Сирину. Его произведения населены не только действующими лицами, но и бесчисленным множеством приёмов, которые, точно эльфы или гномы, снуя между персонажами, производят огромную работу: пилят, режут, приколачивают, малюют <…>. Они строят мир произведения и сами оказываются его неустранимо важными персонажами. Сирин их потому не прячет, что одна из главных задач его ― именно показать, как живут и работают приёмы».

Лол Война по Дюма

У Дюма-отца другой заговор и другая война… Жанр обязывает

Не мыслитель, «художник формы» ― таков и Прилепин, как бы ни тщился в своих произведениях местами «порассуждать», подёргать за смыслы. Дюма-отец тоже не мыслитель, но великолепный француз в своих романах и не рассуждает, а только гонит форму: захватывающий сюжет с интригой, колоритных героев, действие… ― без обременения текста литературными приёмами, не выглядывая постранично из-за плеч повествователя, без самолюбования и выпячивания себя ― автора. Вот эстрадный певец никогда не полезет на оперную сцену, ибо знает: у него нет нужного для оперы голоса, нет оперной техники пения. А русские писатели сплошь и рядом зачем-то лезут «порассуждать», не имея для этого ни умственных данных, ни духовной зрелости. Прилепин-автор, именно как Набоков, а отнюдь не как полифонисты Достоевский и Горький, тоже с назойливостью выскакивает на каждой странице своих произведений, включая «Обитель», встаёт на место повествователя, заменяет собой героев, «декларирует», и тем самым, в попытке придать своему формоориентированному произведению хоть какую-то видимость сущностности, портит его. Ну понятно: без сущностных произведений классиком русской литературы не станешь…

Hotel Le Montreux Palace where Vladimir Nabokov, Russian writer, lived in 1961-1977. Montreux. Switzerland. From Horst Tappe

Зацикленный на себе «художник формы» Набоков

Остаётся Прилепину только посочувствовать. В «Обители» он не потянул на нужный для лагерной темы Соловков жанр (роман-эпопея, идеологический или, на худой конец, политический роман), а написал привычный для себя авантюрный роман, поэтому и тип художественности вышел формоориентированный (приключения одного героя, пусть и лагерные, но это та же робинзониада, даже с «морским приключением» длиною в полсотни страниц). Хотя Соловки требуют ― просто вопиют ― именно сущностного типа художественности. Раскиданные вдоль всего авантюрного сюжета «Обители» авторские «рассуждения», изрекаемые зачастую неподходящими для этого героями и очень невнятным повествователем (точнее, фокализатором), не делают роман сущностным.

*****

За критическим отзывом на свою рукопись и редактурой обращайтесь по адресу: book-editing@yandex.ru

Сергей Сергеевич Лихачев

Птичка в конце текста

Вспомните об этом в нужный момент, маленькая   Вспомните об этом в нужный момент!

Если вы нашли моё сообщение полезным для себя, пожалуйста, расскажите о нём другим людям или просто дайте на него ссылку.

Доска объявлений

Узнать больше вы всегда можете в нашей Школе писательского мастерства:http://book-writing.narod.ru

или http://schoolofcreativewriting.wordpress.com/

Услуги редактирования рукописей:  http://book-editing.narod.ru

или  http://editingmanuscript.wordpress.com/

Наёмный писатель:  http://writerlikhachev.blogspot.com/

или http://writerhired.wordpress.com/

OLYMPUS DIGITAL CAMERA 

Литературный редактор Лихачев Сергей Сергеевич

По любым вопросам обращайтесь ко мне лично: likhachev007@gmail.com

8(846)260-95-64 (стационарный), 89023713657 (сотовый) ― для звонков с территории России

011-7-846-2609564 ― для звонков из США

00-7-846-2609564 ― для звонков из Германии

   

*****

школа, 5 кб

Школа писательского мастерства Лихачева — альтернатива 2-летних Высших литературных курсов и Литературного института имени Горького в Москве, в котором учатся 5 лет очно или 6 лет заочно. В нашей школе основам писательского мастерства целенаправленно и практично обучают всего 6-9 месяцев. Приходите: истратите только немного денег, а приобретёте современные писательские навыки, сэкономите своё время (= жизнь) и получите чувствительные скидки на редактирование и корректуру своих рукописей.  

headbangsoncomputer

Инструкторы Школы писательского мастерства Лихачева помогут вам избежать членовредительства. Школа работает круглосуточно, без выходных.

Обращайтесь:   Лихачев Сергей Сергеевич 

book-writing@yandex.ru

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s